Пы́рьев Иван Александрович (1901-1968), кинорежиссёр, народный артист СССР (1948). Фильмы: «Партийный билет» (1936), «Идиот» (1958), «Братья Карамазовы» (1969); музыкальные комедии «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1950) и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).
* * *
ПЫРЬЕВ Иван Александрович - ПЫ́РЬЕВ Иван Александрович (1901-68), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). Фильмы: «Партийный билет» (1936), Идиот» (1958), «Братья Карамазовы» (1969); музыкальные комедии «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1950) и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).
* * *
ПЫ́РЬЕВ Иван Александрович [4 (17) ноября 1901, село Камень Алтайского края - 7 февраля 1968, Москва], российский кинорежиссер, народный артист СССР (1948).
В 1916-20 служил в действующей армии. В 1923 окончил актерское и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской. Был актером 1-го Рабочего театра Пролеткульта и театра им. Мейерхольда. С 1925 - сценарист, ассистент режиссера, затем режиссер ряда киностудий. С 1939 и до конца жизни работал на «Мосфильме».
Как режиссер-постановщик Пырьев начинал с сатирических комедий, однако резкая критика одной из них - «Государственный чиновник» (1930) - навсегда оттолкнула его от этого жанра. О его фильме «Конвейер смерти» (1933) - драме из жизни германских рабочих, венгерский теоретик кино Б. Балаж писал: «Скучным нельзя назвать ни один кадр».
В начале 1930-х гг. Пырьев напряженно ищет свою тему, мечтает экранизировать «Мертвые души» Н. В. Гоголя, но обстоятельства вынуждают его выбрать путь политически лояльного режиссера. Тем не менее, даже в политически ангажированном «Партийном билете» (1936) - фильме о враге советской власти, прикинувшемся партийным активистом, он достигает подлинного драматизма и детективной напряженности интриги.
«Богатая невеста» (1937) - лирическая музыкальная комедия о колхозной жизни, встреченная зрителями с большим энтузиазмом, определила для Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед. Режиссер ставит музыкальные комедии «Трактористы» (1938), «Свинарка и пастух» (1941) о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках. Эти феерии, не имевшие ничего общего с реальной жизнью, тем не менее, полюбились рядовому зрителю.
В годы войны Пырьев снял фильм «Секретарь райкома» (1942), в котором остался верным жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем режиссер снял музыкальную мелодраму «В шесть часов вечера после войны» (1944, Государственная премия СССР, 1946), полную предчувствия грядущей Победы. «Сказание о земле Сибирской» (1948, Государственная премия СССР, премия международного кинофестиваля в Марианске-Лазне) представляет любопытное смешение жанров - мюзикла, мелодрамы и оратории. «Кубанские казаки» (1950, премия международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950, Государственная премия СССР, 1951) стали вершинным достижением режиссера на поприще музыкальной кинокомедии. Лирически-водевильный сюжет, замечательные песни И. О. Дунаевского, которые сразу запела вся страна, счастливая колхозная жизнь хотя бы на экране - все это снискало картине всенародную любовь зрителей, уставших от ужасов пережитой войны и послевоенного лихолетья. В 1954 снял фильм «Испытание верности» в ключе сентиментальной семейной драмы.
В 1950-60-х гг. И. Пырьев руководил «Мосфильмом», затем его II объединением, где поддерживал многих молодых режиссеров, позднее ставших знаменитыми. В эти же годы Пырьев - обращается к творчеству Достоевского, экранизирует его романы «Идиот» (1958), прочитанный режиссером увлеченно и страстно, хотя и несколько односторонне, «Белые ночи» (1960), наименее удачная работа режиссера, «Братья Карамазовы» (1968, трехсерийный, специальный приз международного кинофестиваля в Москве, 1969), одна из любопытнейших попыток экранного осмысления Достоевского. Третья серия фильма была закончена К. Ю. Лавровым (см. ЛАВРОВ Кирилл Юрьевич) и М. А. Ульяновым (см. УЛЬЯНОВ Михаил Александрович). Наибольшее отражение в фильме нашла сюжетно-драматическая сторона романа, но Пырьеву по-своему, интересно и противоречиво удалось передать сложный психологический мир героев Достоевского.